Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 22:36

Сайт учителя начальных классов
Воеводиной Ирины Владимировны

Меню сайта
Категории раздела
Наш класс [1]
Советы родителям [4]
Из опыта работы [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Из опыта работы

Из опыта работы. Формирование естественнонаучной картины мира через проектно-исследовательскую деятельность школьников

«Формирование естественнонаучной картины мира школьников через использование проектно-исследовательской деятельности»

 

  1. Актуальность опыта

Картина мира начинает формироваться у ребенка с первых осознанных лет  жизни, формируется личное восприятие явлений Живого и отношение к ним. Но  целостная картина мира  и естественнонаучные взгляды в частности, начинают формироваться с первых дней  ребенка в школе.

Условиями формирования естественнонаучной компетентности младшего школьника можно выразить словами: "Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь" (А. Лобок - доктор философских наук). Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе. Не знающий правильные ответы, а задающий вопросы, предлагающий свои версии, гипотезы, высказывающий сомнения ученик - субъект такого процесса. Такой подход возможен  при системном использовании проектно-исследовательской деятельности в школе.

Введение в Российской Федерации новых Федеральных образовательных стандартов (далее - ФГОС) второго поколения привело к существенным изменениям в образовании. Так, ФГОС НОО основывается на   системно-деятельностном подходе, который предполагает: «Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,(далее УУД) познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» (часть I пункт 7 ФГОС НОО).  

УУД (нововведение ФГОС) полновесно формируются в проектно-исследовательской деятельности. Это можно проследить  на конкретных примерах (приложение 1).

В этом  - актуальность и  востребованность  данной технологии.

2.  Научная основа опыта

Подход в обучении, основанный на «методе проектов», был впервые подробно описан в XX веке в книгах ученых Дж. Дьюи  и В. Х. Килпатрика.

В российской педагогике проектный метод в обучении тесно связан с именами П.П. Блонского (1884 – 1941г.г.), С. Т. Шацкого (1878 – 1934г.) и др.

Существуют различные типы и виды проектов. Так по характеру основной деятельности различают исследовательские, творческие, прикладные, ролевые, информационные. В описании своего опыта я раскрываю работу над исследовательскими проектами.

Исследовательский проект включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов, подготовку к защите и защиту проектов.

3. Обоснование авторской идеи

Проектно-исследовательская деятельность органично входит в новые стандарты начального образования, способствует овладению учащимися метапредметными универсальными учебными  действиями.

Поскольку я имею две специальности (учитель начальных классов и учитель биологии, валеологии и основ экологии), могу совмещать работу в школе и работу на станции юных натуралистов (далее СЮН). Занятия на СЮН имеют свою уникальную специфику, ориентированную на организацию проектно-исследовательской деятельности.

Работа над проектами различных видов  в урочной и внеурочной деятельности позволяет ученику без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к прочному усвоению материала.

Начиная с 2009 года я стала внедрять в практику данную технологию. Практика показывает, что уже на второе занятие ребенок идет с интересом, хотя причина посещения  первого могла быть иной - «пришел за компанию с другом», «родители настояли на посещении» и т.д. На занятиях просто так никто не сидит, все вовлечены в работу. В какой-то момент ребята понимают, что о себе и окружающем нас мире они знают совсем немного. И тогда можно увидеть горящие глаза при выполнении эксперимента, решительность в действиях и поступках, уверенность в себе и собственных знаниях. 

Занятия дали свой результат. С 2010 по 2014 год мной было подготовлено 12 (!!!) действительных членов Малой академии наук. Это участники городских, районных и республиканских этапов таких конкурсов, как «Экологическая научно-практическая конференция», «Гармонизация растительного мира Крыма», «Медико-биологический турнир им. Г.В. Троицкого», «Химический турнир учащейся молодежи» и, конечно же, Конкурс-защита научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН.

За годы работы было очень много реализовано различных проектов естественнонаучной и эколого-краеведческой направленности, например: «Распространение и проблемы сохранения популяций тимьяна евпаторийского, тимьяна побережного и тимьяна двуформенного в Сакско-Евпаторийской курортной зоне» - диплом II степени в республиканском конкурсе «Гармонизация растительного мира Крыма»; «Индикация загрязнения окружающей среды по качеству пыльцы древесных растений семейства Бобовые» - диплом III степени в республиканской научно-практической конференции «Проблемы охраны окружающей среды»; «Изучение влияния биологически активной добавки на основе водоросли хлорелла на рост и развитие декоративных кроликов» - диплом II степени в республиканском этапе конкурса-защиты МАН. И многие другие.

Сейчас я в большей степени  работаю с учащимися начальной школы. Младшие школьники – прирожденные исследователи. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать познавать мир.  Мой опыт работы показывает, что чем раньше у детей начать формировать естественнонаучную картину мира, тем легче ему адаптироваться в современном информационном многообразии.

Проектно-исследовательскую работу с учащимися начальных классов следует строить дифференцированно, поэтапно:

I этап (1-2 класс):

-развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать,                       формулировать выводы, оформлять результаты исследования.  

-поддержание и стимулирование инициативы, активности и самостоятельности школьников. 

Формы и способы деятельности на I этапе:

учебная дискуссия; наблюдения по плану; рассказы детей и учителя; упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем; мини-доклады;  ролевые игры; эксперименты.

II этап (3-4 классы):

дальнейшее накопление представлений о проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

Формы и способы деятельности на II этапе:

мини-исследования; групповая работа; ролевые игры; самостоятельная работа; коллективное выполнение и защита исследовательских работ, составление энциклопедий; наблюдение; анкетирование; эксперимент и др.

Работа по данной теме проводилась в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и методическая работа.

Для обеспечения системы работы по данному направлению были разработаны: примерный план разработки исследовательских проектов с ориентировочными сроками реализации (приложение 2), авторская программа по внеурочной деятельности «Путешествие в Природоград» (приложение 3), памятка для родителей и педагогов по организации проектной деятельности (приложение 4, 5), рекомендации по организации проектной деятельности (приложение 6), алгоритм работы над проектом (приложение 7), созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования (колбы, пробирки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы, различные коллекции (видов бумаги, семян, камней, ракушек, гербарии), подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии), дидактические игры.

В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности: прогулки (в лесополосу, к роднику), экскурсии (в парк, к морю), опыты («Имеет ли вода форму?», «Определение качества меда, йогурта», «Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?») беседы («Что такое экология?», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Для чего нам руки мыть?»), эксперименты («Что нужно для роста растений?», «Воздух и его свойства»), дидактические игры («Бывает – не бывает», «Да и нет не говори»), коллективные проекты («Птичий городок», «Выращивание кристаллов», «Изготовление бумаги в домашних условиях», «Редкие растения нашего края»), индивидуальные проекты («Изучение особенностей богомолов», «Изготовление эфирных масел в домашних условиях», «Изучение микрофлоры пыли школьных и жилых помещений»)и др.

Родители могут быть не только источником информации, но и помощниками  ребенку и педагогу в процессе работы над проектом.

Для работы с семьей использую следующие формы: тематические выставки («Я – исследователь», «Почемучка»), фотовыставки («Мы познаем мир», «Мы путешествуем»), конкурсы («Лучшая экологическая сказка», «Новый взгляд на обыкновенные вещи»), совместные проекты («Выращивание граната в домашних условиях», «Изучение влияния стимуляторов роста различного происхождения на приживаемость черенков роз», «Изучение особенностей бесфосфатных стиральных порошков и их влияния на объект биотестирования»), встречи с интересными людьми, беседы («Обученье с увлеченьем», «Развиваем любознательность»), консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа и фотоаппарат? »).

Методическая работа. Регулярно принимаю участие в общих родительских собраниях, педсоветах, распространяю опыт работы на районных методических объединениях учителей начальных классов (приложение 8). В 2014 году проведены открытые уроки для педагогов начальной школы «Красная книга. Правила поведения в природе» (приложение 9), «Среднее арифметическое» (приложение 10) . В рамках районного методического объединения учителей начальных классов проведен мастер -класс «Организация проектной деятельности младших школьников» (2013 год). Являюсь победителем в районном конкурсе медиапрезентаций «Лучшая видеопрезентация к уроку» Имею свою страничку в интернете voevodina.ucoz.ru.

 

4. Технологичность опыта

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

При реализации проектного метода использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы и приемы повышения познавательной активности, обеспечения эмоционального интереса детей, активизации самостоятельного мышления, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей, т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

5. Результативность педагогической деятельности

Использование проектно-исследовательской деятельности  в формировании естественнонаучной картины мира позволяет  достигать следующих результатов:

- метод проектов активизирует самостоятельность и мыслительную деятельность, без которых школьнику очень сложно учиться;

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к обучению, устойчивый познавательный интерес  к изучению окружающего мира;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Систематически работая  по данной теме,  наблюдаю положительную динамику (как количественную, так и качественную) участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах. При этом, следует отметить, что  увеличилось количество проектов, выполненных детьми самостоятельно (приложение 11). Работа учителя отмечена грамотами, дипломами, благодарностями (приложение 12).

На практике мы убедились, что метод проектов актуален и  эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать самостоятельно, вместе с родителями и педагогами – всё это позволяет ему успешно адаптироваться к школьному  обучению  и окружающему миру. 

Категория: Из опыта работы | Добавил: voevodina (19.02.2015)
Просмотров: 470 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz