Хочу рассказать всем о нашей работе по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Вот уже пять лет я являюсь руководителем работ учащихся по проектно-исследовательской деятельности. И который год мои воспитанники участвуют на районных, республиканских, региональных научно-практических конференциях и являются призёрами. На современном этапе развития общества на первый план выдвигается задача формирования высокой духовной культуры человека, а особенно подрастающего поколения. В окружающем нас социуме все более явным становится негативное отношение к миру, к действительности, к природе. Назревает кризис межличностных отношений, который особенно остро проявляется на детско-юношеском уровне.
Молодое поколение России оказалось сейчас в сложной ситуации, когда «выбиты» старые идеалы, а новых просто нет. Поэтому оно ищет выход в негативных действиях.
Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их жизнь. Вот почему сегодня процессу воспитания принадлежит главная роль. Воспитательное пространство огромно. Оно вбирает в себя семью и школу, учреждения культуры и дополнительного образования, а также средства массовой информации.
В этой ситуации остро встает проблема экологического воспитания, образования, просвещения. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная его задача – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и природы на первое место.
Экология конкретна. И серьезна. Надо не играть в экологию, утешая себя иллюзией деятельности, а делом помочь одному дереву, одной заводи. Мы не знаем, какие политические или экономические системы победят, по какому пути мы пойдем, но есть одна самая человеческая система – экологическая. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно не понятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны.
И земля, и природа взывают к активности человека в личном, жизненном пространстве – на расстоянии взгляда, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
А пока в нашей стране экология – это скорее модное слово и отвлеченное понятие, не более. Украшение земли не стало у нас государственной идеей, смыслом существования, нашей главной профессией и национальной гордостью. Каждый из своего окна – смотрим на грязный унылый двор. Привыкли смотреть на грязь. Смотрели молча. Теперь смотрим и критикуем. Какое-то жуткое оцепенение – то немое, то болтливое. А грязь лежит…
Нужны новые законы. Мы не учим в школах самому главному: Воздух – отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство…
Как основу деятельности экологического воспитания я рассматриваю развитие целостной личности каждого ребенка. Проявления же этого процесса обнаруживаются через рост самостоятельности в принятии и реализации решений, через ответственность за себя, затем – за другого, после – за многих.
Задачи:
- научить ребенка отвечать за себя – значит определить для него смысл жизни, непротиворечивую систему жизненных ценностей и на этой основе соизмерять свои потребности и возможности;
- научить отвечать за другого – значит научить понимать проблемы другого человека, иметь терпение и проявлять терпимость, чтобы помочь ему;
- научить отвечать за многих – значит научить еще шире видеть ситуацию коллектива, общественных групп, видеть решения общих проблем.
Наиболее активный импульс ответного чувства восхищения у детей вызывает то, что воспринимается ими как красивое, гармоничное. Поэтому основной принцип – мы охраняем то, что любим – широко используется в работе экологического воспитания.
Другой, не менее важный, принцип заключается в том, что деятельность детей и подростков носит общественно-полезный характер и направлена на улучшение всего, что окружает их. Но активность не возникает сама по себе. Ребятам, особенно младшего возраста, нужна подсказка, выдумка, иногда дело, к которому они хотели бы примкнуть наравне со старшими. Поэтому важны не определенные мероприятия, а непрерывный процесс деятельности, который дает дорогу инициативе, творчеству ребят.
Следующий принцип – организация самостоятельности и инициативы. Он определяет правильный педагогический подход – развивать в детях самостоятельность, исключая мелочную опеку и излишнюю регламентацию их деятельности. Становление экологически образованной личности предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы, т.е. знания должны не только пробуждать мысль ребенка, но и вызывать эстетические переживания.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одними из ведущих направлений нашей деятельности мы выделяем следующие.
- Общение с природой. На этом пути мы вместе с детьми возвращаемся к тому изначальному пониманию, что воробьи или одуванчики столь же интересны, как люди. Это понимание складывается из всего: из наблюдений за сезонной жизнью в природе, исследований, природоохранных акций, а также специальных упражнений на активное созерцание, переживание своего родства с другими живыми существами.
- Наблюдение за происходящим в природе. Эти наблюдения требуют минимальных знаний, какие растения и животные обитают в Сакском районе. Поэтому мы сначала на занятиях по внеурочной деятельности "Путешествие в Природоград" даю материал о флоре и фауне нашего района, а затем учу обнаруживать экологические связи между ними.
- Слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг. Если знакомство детей с окружающей природой – растениями и животными входит в подготовку юного эколога как натуралистская база, то экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность.
- Экологические игры позволяют сделать более доступными экологические связи, законы, проблемы. Об игре как средстве воспитания писали многие педагоги – К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.
- Сбор и анализ экологической информации. Исходя из достаточно небольшого знания о том, какова значимость даже известных фактов в общей картине, важно и интересно научить детей находить такую информацию и оценивать ее.
- Экологические акции. Функционирование детских экологических объединений должно строиться так, чтобы каждому внешнему шагу предшествовал внутренний. Ведь для того, чтобы стать полноценным участником любой общественной акции (например, «Чистая вода» – агитация против мытья автотранспорта возле реки), нужно сначала убедиться самому, что это действительно вредно.
И именно в акциях, на наш взгляд, предшествующая деятельность становится для личности юного эколога поступком.
- Экологическая этика. На наш взгляд, она не должна быть для детей навязчивой. Наступит день, когда они сами зададут вопрос: «Но как же должны вести себя люди, чтобы не наносить вреда биосфере, живым существам?» Им вполне по силам сформулировать свои представления о нормах повседневного поведения эколога.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Считаю, что только в объединении дети и подростки смогут подготовиться интеллектуально, эмоционально, эстетически к практическому делу, итогом которого будет предотвращение гибели живых существ, восстановление природного уголка своей малой родины, тогда у них возникает ощущение своей нужности, значимости, необходимости, целостности с природой и всем живым на Земле.
В работе экологической инициативы можно выделить следующие формы деятельности:
- Экологическая образовательная деятельность – занятия в кружках, на факультативах.
- Экологическая исследовательская деятельность – участие в работе детской лаборатории мониторинга состояния природой среды: отбор проб и проведение анализов воздуха, почвы, продуктов питания, воды
- Практическая природоохранная деятельность – проведение экологических акций по расчистке береговой зоны, ее укреплению; посадка деревьев, кустарников, разбивка цветников; операции «Не руби елочку», «К чистым источникам», «Птица года».
- Экологическая пропаганда и просвещение: организация экскурсий, экологических троп, постановка экологических спектаклей; проведение занятий в школе экологической азбуки для детей младшего школьного возраста.
- Деятельность по организации экологических экспедиций, слетов, экологических смен, лагерей – проведение выездной школы на природе, участие в областных, региональных слетах юных экологов.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Весь процесс обучения строится с опорой на разнообразные средства обучения. Любую тему программы они помогают усвоить и сделать интересной, увлекательной, нравственно-значимой. Кроме того, способствуют решению целого ряда познавательных и воспитательных задач. Вот те средства, которые мы используем в учебном процессе:
- простые: определители, справочники, журналы, альбомы, учебные пособия, живые растения, животные, гербарии др.;
- технически сложные: аквариумное оборудование, комплектация клеток, микроскоп, радиоприемник, магнитофон, фото-, теле-, видеоаппаратура, компьютер.
К применяемым инновациям относится проектная деятельность учащихся.
Цель проектной деятельности – формирование и развитие первоначальных навыков исследовательских умений младших школьников, включающих в себя: умение организовать свою работу, умения исследовательского характера (выбор темы, цели, составление плана исследования, выбор методов исследования, поиск информации), умение представить результаты своей работы.
В формировании исследовательских умений и навыков я придерживаюсь принципов систематичности и целенаправленности, мотивирую детей на учебно-познавательную деятельность, создаю в группе психологический комфорт, учитываю возрастные особенности детей (исследование должно быть доступным, посильным, интересным и полезным). Также применяю все виды исследовательской деятельности:
- по количеству учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные;
- по времени: кратковременные, долговременные.
Исследования ведутся во внеурочное время. Используемые методы: наблюдение, опыт, самонаблюдение, интервью, фотографирование, опрос). Темы исследовательских работ детей: «Изготовление бумаги в домашних условиях», «Изучение качества йогуртов различных торговых марок», «Изучение устойчивости листьев растений методом подводной пробы», «Изучение проблемы твердых бытовых отходов», «Редкие и исчезающие растения Крыма», «Птицы нашего города».
На протяжении всей педагогической деятельности я наблюдаю положительный характер отношения детей к работе. Серьезный, высокий уровень экологических знаний, особое мышление, экологическую культуру подмечают за детьми не только учителя в школе, но и родители. Они видят ребят более открытыми, озабоченными судьбой природы. Видят их позитивную, созидательную позицию по отношению к ней. Я считаю, что это и есть показатель моей работы.
|