Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования. Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так и в практическом плане.
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
· соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
· добровольность выбора темы учащимся;
· максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
· компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
· уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
· осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования
1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы.
Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.
Исследовательские работы, выполняемые учащимися:
- воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения,
- учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов.
Цели, задачи применения исследовательской деятельности.
Цели применения на занятиях исследовательской и проектной деятельности:
*вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс,
*учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов,
*учить применять свои знания в новых условиях,
*познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности,
*формировать универсальные учебные действия,
*воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе,
*учить ориентироваться в мире информации.
Задачи:
*активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенных тем, систематизация знаний, знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы;
*развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его;
*использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования;
*создание продукта, востребованного другими.
Этапы работы над проектом или исследованием
Содержание работы на этапе
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
1 Этап: подготовка
|
Проведение вводной беседы с целью:
-формирования первичного представления об изучаемом объекте
-формирования интереса к данной теме
-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
|
2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности
|
Актуализация знаний
|
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.
2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.
|
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.
|
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п.для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.
|
Плановые работы
|
1.Определение источников информации.
2.Планирование способов сбора и анализа информации.
3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)
-фильм, макет, сборник и т.д.
-конференция, праздник и т.д.
4.Выработка критериев оценки результатов работы.
5.Распределение обязанностей среди членов команды.
|
Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
-прочитать в книге
-понаблюдать
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-подумать самостоятельно
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Формулировка задач (для чего?)
|
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.
|
Исследовательская деятельность
|
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организацияэкскурсий, проведение экспериментов и т
|
Проведение исследований,решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы
|
Наблюдение, советы, косвенное руководстводеятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.
|
Результаты и выводы
|
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.
|
Анализ информации. Оформление результатов.
|
Наблюдение, советы.
|
3 Этап: представление готового продукта (презентация).
|
Представление результатаработы в разнообразных формах.
|
Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
|
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.
|
4 Этап: оценка процессов и результатов работы.
|
|
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
|
Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.
|
|